Рецензия на эпизод «Истина» (9x19/9х20)

Автор
: Demensys

Видел он во сне - сошла на землю правда,
Любовь и согласье вошли в каждый дом.
Видел он во сне - сошла на землю правда,
И с той поры на всех углах он говорит о том…


Ну вот и все. Мы, наконец, увидели ЭТО - финал сериала «Секретные материалы». Теперь мы тоже можем, хотя и с опозданием почти на год, включиться в обсуждение, которое на форумах продолжается по сей день. И, видимо, будет продолжаться, пока на этой планете у сериала остается хотя бы один фанат. Что же, есть надежда, что фанаты не переведутся вплоть до заветной даты. 22 декабря 2012 года. Вот она - Истина. Вернее, я бы сказал, - Истина Даты. Потому что в финальном эпизоде создатели сериала открыли нам несколько Истин. Честь и хвала Крису Картеру! Он выложился на все сто процентов, сделал все, что мог, и даже более того. И трудился он не зря. Ему удалось, казалось бы, невозможное - свести воедино все разрозненные нити мифологии, которые были основой сериала. Картер сплетал их в клубки в течение девяти лет, и не все получалось гладко. Некоторые из них безнадежно запутывались, некоторые обрывались, другие приводили в тупик. Но для того и существует финальный эпизод, чтобы расставить все точки над «и». Ведь всем известно - больше уже НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Это - последняя возможность. И Крис использовал ее на всю катушку. Форму Крис выбрал чисто американскую, хорошо понятную всем обитателям этой «страны адвокатов» - судебное слушание. Действие бессчетного числа американских фильмов не выходит из зала суда. Но самое главное, американцам это нравится - слушать такие судебные разбирательства. «Протестую, Ваша Честь!» - «Протест отклоняется». Так что форма выбрана безошибочно. И она дает сценаристам возможность совершить краткий экскурс в историю «Секретных материалов», показать и объяснить все ключевые моменты мифологии. Так нам открыли Истину мифологии (или Истину Заговора). Я не американский адвокат, поэтому не стану останавливаться на законности этого судебного заседания. Не буду даже рассматривать это мероприятие с точки зрения простой логики. В принципе, это и неважно. Главное, что судят Малдера за несуществующее преступление. А вместе с ним судят Истину. Именно такую трактовку ситуации дают авторы. Так воспринимает ситуацию и сам Малдер. Контраст ретроспективных кадров и кадров современных просто поражает. Время было благосклонно к Дэвиду Духовны. Да, он выглядит прекрасно. Выглядит, как и подобает настоящему Малдеру. Просто потому, что мы очень давно НЕ ВИДЕЛИ настоящего Малдера. Дэвид здесь не просто Малдер. Он играет своего героя несколько отстраненно. Вернее, он не просто его ИГРАЕТ. Он как будто рассматривает и оценивает его со стороны - ведь это итог девятилетнего пути персонажа. Дэвид наделяет его своим опытом, своими размышлениями, своими взглядами на жизнь. Малдер не просто искал Истину столько лет. Истина в нем самом. Истина в том, чтобы никогда не останавливаться в ее поисках, чтобы ни на миг не сдаваться. «If I am a guilty man, my crime is in daring to believe that the truth will out and that no one lie can live forever. I believe it still». «Даже если я и преступник, то мое преступление заключается в том, что я осмелился поверить, что истина выйдет наружу и что ни одна ложь не будет жить вечно. Я до сих пор в это верю». Так мы узнали Истину Миссии. Из нее следует Истина Цели. Новой цели - предотвратить грозящую нашему миру катастрофу. Тернистый путь поиска Истины и разоблачения правительственного заговора стал содержанием судебного процесса. Замечательно подобраны ретроспективные кадры. Замечательно подобраны свидетели. И привидения. Крис дал возможность почти что всем значимым персонажам появиться в заключительном эпизоде. Честь ему за это и хвала! Не могу не отметить, что в финале не только Крис, но и все актеры выложились по максимуму. Я даже готов дать определенный кредит Доггетту и Рейс. Хорош Крайчек. Даже Одинокие Стрелки, появившиеся только на две минуты в довольно пикантный момент, внесли долю присущей им прикольности в весьма серьезный эпизод. Особо хочется отметить Скиннера. Здесь у него очень важная роль. Он блестяще с ней справился. Теперь о второй половине единого целого, о Скалли. Время было благосклонно к Джиллиан Андерсон. Она выглядит прекрасно. А ее Скалли за девять лет превратилась из суховатого агента-патологоанатома в чуткую, мудрую, много пережившую и много выстрадавшую женщину, которая в конце концов обретает свою Истину. Истину Веры. Когда-то в начале пути она сказала Малдеру: «I had the strength of your beliefs». «Моя сила в твоей вере». В конце пути Дана говорит: «Then we believe the same thing». «Значит, мы верим в одно и то же». А это значит, что они не остановятся, не сдадутся. А это значит, что они - вместе. Они постигли еще одну, может быть, важнейшую Истину. И для них она заключается друг в друге. Они шли к этой истине почти десять лет. И впереди у них всего десять лет. Но может быть, еще не все потеряно. «Maybe there's hope». Может быть, для них (как для всех фанатов сериала) еще осталась надежда… Эпизод богат эмоциональными, запоминающимися моментами:

• Сцены допроса Малдера («What are you thinking? Wrong answer!.. What are you thinking? Wrong answer!.. What are you thinking? Wrong answer!..»).
• Все встречи Малдера и Скалли в тюрьме. Они сделаны по-разному и с разными целями, но все сыграны великолепно. Цитатка доктора Ганибала Лектера тоже получилась очень забавной («Я узнал тебя по запаху, Кларисса»). А Малдер называет Скалли Даной.
• «Come here, you big, bald, beautiful man».
• Реакция Скалли, когда Доггетт сообщает ей о способе приведения смертного приговора в исполнение - путем инъекции. Очень трогательный момент.
• Курильщик. Вся сцена с ним, его игра (отличнейшая работа Уильяма Дэвиса), то, как он выглядит (жалко и гадко) – и его гибель (вплоть до обгоревшего черепа).
• Суперсолдат Ноул Рорер, покрывающийся металлом под действием магнетита, со свистом врубающийся в скалу (то же самое, что произошло и с Теневым Человеком в эпизоде «Не доверяй никому» (9х08)). В полете он чуть не сбивает Доггетта и Рейс. Доггетт потрясенно на это смотрит. Наверное, еще помнит, как сам был цельнометаллическим роботом.
• Заключительная сцена, о которой так много писали. Но я бы не назвал ее «постельной». Здесь речь идет совсем о другом. О воссоединении. О единении. Тел, душ, жизней, судеб. Наверное, это и есть Истина Жизни - Истина Любви…

…Но где мы и кто мы - не ведаем сами,
В базарном пристанище сестры и братья.
Все там частями, кусками, горстями,
Все продается там, все без изъятья…
Hosted by uCoz