Рецензия на эпизод «Уильям» (9x17)

Автор
: Demensys

Эпизод смотреть было интересно. На данный момент это единственный эпизод из девятого сезона, который я посмотрел дважды. У команды сценаристов в составе Дэвида Духовны, Криса Картера и Фрэнка Спотница была непростая задача: более или менее свести концы с концами и наконец решить тему Уильяма. В самом деле: нельзя все время замахиваться - и ни разу не ударить. Смертельной опасности Уильям подвергался в недавних эпизодах «Источник» (9х10) и «Провидение» (9х11). И был спасен. Он постоянно находился как бы в подвешенном состоянии: кто он - наполовину пришелец или человек? Создателям нужно было достичь некой определенности: или окончательно его уничтожить, или окончательно спасти. Они, конечно же, как люди гуманные, предпочли последнее. Но путь, который они для этого избрали, не был усыпан розами и лилиями. Я помню, что Дэвид был сценаристом и режиссером этого эпизода. Но это вовсе не значит, что я изойду исключительно воплями восторга. Нет, у меня есть, скажем так, некоторые замечания или вопросы, которые можно считать риторическими. Что меня удивило. История с ДНК. Я всегда считал (может быть, в силу своей недостаточной осведомленности в медицине), что ДНК содержит информацию об обоих родителях. То есть полного совпадения ДНК двух разных людей быть не может. В данном случае Малдер и Спендер являются сводными братьями - по отцу. Откуда тогда полное совпадение? Впрочем, это, по всей видимости, не так важно. Что меня возмутило. Причем до глубины души. Агенты чертовы! Целых три штуки - и непонятно, о чем думали! Как можно было оставить без надзора человека, которому они не верят, которого уличили во лжи и мотивы поступков которого неведомы, в той же квартире, где находится Уильям? Тот самый ребенок, которого они все с таким усердием защищают! Ладно, Доггеттт и Рейс! С ними все понятно. Но Скалли! Ничего не могу сказать - Джиллиан в этом эпизоде играет весьма хорошо (особенно в той сцене, где Дана плачет около кроватки Уильяма, принимая решение отдать его на усыновление). Может быть, это присутствие Дэвида оказало на нее благотворное воздействие… Может быть, Дэвид, в отличие от всех остальных режиссеров, объяснил ей, как нужно обращаться с ребенком, потому что здесь Скалли, наконец-таки, обращается с ним по-человечески - как с сыном. Да и малыш весьма обаятельный - самый милый из всех детишек, снимавшихся до этого. Однако, тем не менее, у Скалли отчетливо наблюдается тенденция пускать в свой дом кого попало, и тем самым подвергать ребенка постоянной опасности. Хорошо, что она отдала его на усыновление. При таком подходе ей его ни за что не уберечь. Три так называемых агента уселись в рядок на диване и ждут, пока Джеффри Спендер выспится. Уильям без присмотра. А зачем они, в первую очередь, притащили этого сомнительного типа домой к Скалли? Папки с документами ему показать? И тем самым доказать, что он не Малдер, так как Малдер знал, где эти папки находятся? Но, судя по тому, как он их читал в полутьме, не слишком-то они ему были нужны. Кстати, наши сделали вольный перевод сцены допроса Спендера (Скалли начинает с того, что он самый большой злодей, которого она когда-либо встречала). Она говорит ему: «Вы так же фальшивы, как и ваше лицо. И вы должны каждый день и каждую ночь мечтать, чтобы та пуля, которая должна была убить вас, сделала свое грязное дело». Наши перевели так: «Наверное, день и ночь корите себя за то, что промахнулись тогда». Эта фраза не имеет никакой связи с дальнейшими воспоминаниями Спендера о выстреле и заявлением, что он ненавидит Курильщика. Что меня поразило. Курильщик. Надо же, просто какой-то Злодей Злодеевич! И жену не пожалел - сделал из нее подопытного кролика. И сына - мало того, что застрелил (еще в шестом сезоне), так еще и отдал мучителям для экспериментов! И вот три года Крис Оуэнс на экране не появлялся, и все считали, что бедняжка Джеффри убит собственным папашей. А через три года его вытаскивают на свет Божий (причем в весьма попорченном виде) и возлагают на него очень ответственную задачу - сделать из Уильяма человека. Что он и проделал с помощью иглы, которая была такого размера, что, кажется, могла пронзить крошку насквозь. Укол неизвестного металла в голову - и Уильям больше не гуманоид. Даже Скалли удивилась: «Так просто?». Да, а зачем мудрить-то? Сделать из ребенка человека и попутно избавиться, чтобы не мешал в будущем сочинять сценарии к новым полнометражным кинофильмам. Мне показалась странной фраза Спендера: «Отняв у пришельцев Уильяма, я отомстил за отца». Мне показалось логичным - я отомстил отцу. Ведь он его ненавидит. Все-таки с шестого по девятый сезоны пришлось маяться в руках гадов-экспериментаторов… Не сложилась у Курильщика семейная жизнь… Жена оказалась удачным результатом гибридизации, сын - неудачным. Малдер же - ни то, ни се…Что меня повеселило. Доггеттт, грозящий Спендеру убить его, если с малышом что-нибудь случится. «Поздно, Маня, пить нарзан…». Дело сделано. Раньше надо было думать - и не оставлять ребенка без присмотра. Что меня заинтересовало. Режиссерская работа Дэвида. Большая часть эпизода построена на игре света и тени, на контрасте. Либо высвечено лицо, либо - пол-лица. Лицо Спендера в полутьме - ярко освещенное лицо Скалли. Разговор Скалли и Спендера - нос к носу - их профили на стене. Что меня порадовало. «Визитные карточки». Одна Криса. Вновь пыточное кресло, правда, немного другой модификации и находится в нем другой герой, но коварный Крис верен себе. Другая Дэвида. Это замечательная песня в конце эпизода – спиричуэл – когда приемные родители укладывают Уильяма спать. Как тут не вспомнить о концовке «Неестественного» (6х20)… Что сердце успокоило. Несколько милых деталей. Не знаю, кому принадлежит авторство, но получилось неплохо.

• Доггеттт, отжимающийся на полу в офисе. «Все-таки мало мне платят!».
• Джеффри Спендер называет себя Дэниэлом Миллером. Премьера эпизода состоялась 28 апреля. Но Кида Миллера (сына Дэвида Духвны - прим.) тогда еще не было на свете.
• Скалли, на ходу поправляющая брючину, зацепившуюся за туфлю - человечная деталь.
• «Насчет благотворительности - это точно к ней!».
• Спендер, от души врезающий Доггеттту ногой по лицу.
• Реакция Скалли на слова Доггеттта, что это и есть Малдер. Дана ЗНАЛА с самого начала. «Человека узнаешь по многим признакам». (Кстати, Спендер так неуклюже бегал - совсем не как Дэвид. Разве можно было перепутать?).
• Шуточки в стиле Малдера-Дэвида: «Надеюсь, протезировать не будете!».
• Отражение Малдера в зрачке.
• Между Дэвидом и Крисом Оуэнсом весьма мало внешнего сходства. Оуэнс загримирован так, чтобы как можно больше походить на Дэвида. Если представить себе изуродованного Малдера, он мог бы выглядеть как раз так. Даже серую футболку не забыли на Спендера надеть. Над этим эпизодом работал, видимо, тот же гример, что и в восьмом сезоне, потому что грим Джеффри Спендера весьма похож на грим выловленного из морской воды Билли Майлса: словно небрежно загрунтованный холст.
• Очень приятные приемные родители. Мне показалось, что приемная мать Уильяма очень похожа на Тину, его бабушку, мать Малдера.
• Шапочка с заячьими ушками и песенка по лягушку-вола, которую Скалли поет Уильяму. (Эти детали мне были особенно приятны как переводчику «The Ladies of the Lake»).
• Скалли в течение всего эпизода ходит в одной и той же мятой блузке.
• Аквариум Малдера в квартире Скалли.
• Мемориальные карандаши на потолке в офисе!
• Скиннера было очень приятно видеть!
• Замечательная музыка в эпизоде!
• Главное: довольный ребенок в конце эпизода - и каруселька не двигается. Уильям стал обычным ребенком - и утратил паранормальные способности. Что и требовалось доказать.
Hosted by uCoz