Рецензия на эпизод «Прыжок акулы» (9x15)

Автор
: Demensys

Папочка Крис, естественно, не читал великого произведения русской (или все-таки теперь уже украинской?) литературы «Тарас Бульба». Однако это не помешало ему действовать в соответствии с лозунгами могучего Тараса: «Я тебя породил - я тебя и убью!». Что ж, он имеет на это законное право - его детище. А тройка «веселых супостатов» - Джон Шибан, Винс Джиллиган и Фрэнк Спотниц ему в этом помогли, написав сценарий. Предвидя гибель сериала, в течение двух последних сезонов папа Крис «делал зачистку». Малдера только попугал, уложив в гроб. Зато избавился практически ото всех «главных второстепенных» персонажей: Крайчека, Одиноких Стрелков (посвященный им отдельный сериал довольно бесславно «почил в бозе»). Такая же участь ожидает и Курильщика в финальной дилогии сериала. Все! Никого больше уже не осталось. С кем делать второй кинофильм непонятно. Наверное, именно поэтому так долго и пишется сценарий - персонажей маловато. Спасибо хоть Скиннера оставил. Ну да ладно… Это я так, к слову пришлось. Эпизод смотреть было трудно. Нет, не поймите меня превратно. Слезы не застилали мне глаза. К тому же должен признаться, что я никогда не был большим поклонником Одиноких Стрелков, хотя ребятки они забавные и по сюжету часто бывали полезны. Трудность же заключалась в том, что из происходившего на экране было понятно далеко не все. То, что относилось к упомянутому выше безвременно почившему сериалу, оставалось тайной, покрытой мраком. Сериал про Одиноких Стрелков в России не показывали. Я не являюсь их поклонником, поэтому даже спойлеры не читал. Знаю только, что создатели солидно прокололись, потому что эпизод в сериале «The Lone Gunmen», в котором появился Малдер, показали как раз тогда, когда в «Секретных материалах» Малдер еще летал с инопланетянами на их неуютной тарелке, так что своим друзьям при всем желании никак помочь не мог. Морис Флетчер значительно оживил картину. Изложение Мориса жизненной истории Одиноких Стрелков, выдержанное в той же манере, в которой он рассказывал о Малдере в двулогии «Страна грез» - меткий ход. (Кстати, в этих старых кадрах мелькнул и Малдер… ) Эпизод «Прыжок акулы» (9x15) напоминает «Страну грез» - смесь горьковатого юмора и серьезности. Хотя здесь сходство ничем не маскируется. Напротив, педалируется. Потому что так и было задумано. Вообще-то, я бы сказал, Флетчер скорее комедийный персонаж. Таким он был в двулогии «Страна грез», здесь же его сделали еще более гротескным. Он не просто профессиональный врун (чего стоит только плавающий в воде чертеж летающей тарелки из фильма «Затерянные в космосе»!), болтун. Он еще довольно страшный тип. Такой вывод можно сделать, услышав высказывания о нем Одиноких Стрелков, которым Флетчер, похоже, сильно насолил. А об остальном можно только догадываться, потому что подробности их взаимоотношений нам неизвестны. Из того, что мы видели, вытекает главное: Морис что-то имеет против Евы, он даже похитил ее, и Одинокие Стрелки вынуждены были распродать все свое имущество, чтобы найти Еву. Вероятно, им это удалось, поскольку она жива. Но вот он снова охотится за ней, и Одинокие Стрелки опять бросаются в бой. Что ж, мы и раньше знали, что они не оставляют друзей в беде. (Но в скобках замечу, что эта самая Зулейка Робинсон, то бишь Ева, мне очень не понравилась.) Если честно, то смотрелось все это скучновато. Конечно, ситуацию немного спасали все эти многочисленные перебранки Одиноких Стрелков между собой и с Морисом, и Доггеттом и Рейс, и нервным хакером, который кричал, что не может работать на таком старом компьютерном оборудовании. Но все равно иногда вспоминалась песня Высоцкого: «Серия седьмая - тут можно поесть, поскольку я не видал предыдущие шесть». Какие-то подробности отсутствовали изначально. Да и не хотелось в них вникать. В историю с вирусом и акульими хрящами тоже вникать особенно не хотелось. Потому что заранее было известно - все это лишь дымовая завеса. Этот эпизод был сделан совсем не для того. Он был создан, чтобы стать гимном. Вернее, Гимном Одиноким Стрелкам. Алекс Крайчек - злодей. «Собаке - собачья смерть». Один выстрел - все готово. Здесь нас долго подготавливают к тому, что должно случится. Да и граждане грамотные, спойлеры читали, так что знали, чем все дело закончится. Поэтому все персонажи этого эпизоде произносят свои судьбоносные речи – оставляя завещание и указывая путь. Лэнгли: «Такие парни не умирают. Они живут вечно». Байерс: «Мы никогда не сдавались. После смерти кто-нибудь вспомнит, и то хорошо». Фрохики: «Стойте за правое дело». И - сцена на кладбище. Меня удивило, что все ушли до того, как гробы опустили в землю. Но, возможно, так положено. Ведь Арлингтон! И Скиннер в эпизоде мелькнул на две секунды - только для того, чтобы сказать, что нажать на все педали - наименьшее, что он мог сделать. И Скалли появилась на пять секунд - только для того, чтобы сказать, что Одинокие Стрелки были важны для нее. Все справедливо. Это был эпизод про них - и они это заслужили. Они еще появятся в заключительной дилогии, но уже в виде призраков и в, скажем так, довольно пикантный момент. Они сделали все, что смогли. «Кто не сдается - тот не умирает». Честь им и хвала! На этой мажорной ноте и нужно бы закончить, но не могу не упомянуть еще два момента. Мне показалось, что в этом эпизоде Рейс с Доггеттом гораздо чаще переглядываются. Вы понимаете - как это делали Малдер и Скалли, в качестве реакции на какие-то слова или события. Хотя Малдер со Скалии при этом умудрялись еще, переглянувшись, поделиться впечатлениями и донести их до зрителя. Доггетт и Рейс просто переглядываются. Словно механические куклы. И последнее. Сцена на кладбище. Когда все уходят, Рейс довольно отстраненно говорит Доггетту: «Ты едешь?». На что он так же флегматично отвечает: «Да». И Скиннер, подошедший к Скалли и просто так сказавший: «Дана». Слишком уж мягко это прозвучало, слишком уж затаенно. Скалли отвечает: «Я догоню». Что ни говори, а новое поколение «Секретных материалов» гораздо бестрепетнее старой гвардии…
Hosted by uCoz