Зачем Крису Картеру пугать нас?

Перевод
: NeuroDancer

Может быть, фраза, вынесенная в заглавие, не совсем точна. Но попробуем разобраться.

По идее, ответ лежит прямо на поверхности: «Я боялся, а теперь хочу заставить побояться и других». Нереализованные комплексы? Все возможно. Желание делать хорошие деньги, красиво пугая пузатых бюргеров после сытного ужина и пивка с чипсами вечерком? Может быть. Желание донести до человечества некую информацию (в том числе и о пришельцах, сверхъестественных феноменах и т.д. и т.п.), провести морально-психическую подготовку к появлению чего-то нового? Вот это мы и попытаемся рассмотреть.

Версия такова. Основной стимул сериала - страх, смешанный с любопытством. И чуть-чуть романтики, чтобы не было совсем уж мрачно (сдержанная любовь Малдера и Скалли).

Зачем человека пугают? Возьмем простейший вариант - ограбление. Нож к горлу жертвы, у жертвы шок, чуть позже страх и практически все время очень слабая сопротивляемость внешнему воздействию. Пользуясь этим, можно отобрать у нее ценности или же совершить нечто иное, чего жертва в иной (обычной) ситуации не позволит.

Теперь же вернемся к Крису Картеру и «Секретным материалам». Цель: заставить зрителя принять определенные мысли, идеи и стереотипы, мимо которых зритель в обычной жизни пройдет и даже не заметит. Значит, нужно устроить ему шок, снизить барьер критичности и спокойно внушать свои идеи.

Термин «барьер критичности», его преодоление в нашем случае условны. Близкие понятия существуют в NLP (нейро-лингвистическом программировании), в русском же фольклоре и жизни они известны как «заговорят», «задурят (голову)», «запудрят мозги».

Механизм воздействия, как правило, одинаков и прост. Мозг человека в единицу времени способен воспринимать ограниченное количество информации. Однако, пока поступающее число данных ниже порогового уровня («барьер критичности», он же «порог критического восприятия»), человек сможет обрабатывать их: воспринимать (I фаза), анализировать на основе имеющегося жизненного опыта (II фаза), делать выводы (III фаза).

Есть также и определенный «барьер недоверия»: сквозь него, как правило, пропускается то, что было заложено в детстве в период отсутствия своего собственного опыта (аксиомы и базовые знания), а также понятия, в истинности которых конкретный человек уверен.

Так вот, когда количество (объем) поступающих данных переваливает за порог, то планка «барьера критичности» резко понижается (или же вовсе сносится потоком) и человек уже чисто физиологически не способен к критической оценке - он примет за истину все то, что ему предложат (а информация, пришедшая после основного потока, пропишется прямиком в подсознание).

Однако данный процесс «внушения» можно сделать и более гибким, изменяя ритм, объем, вид подачи данных (не шквал, но постепенное «оболванивание», как набегающие волны постепенно смывают замок на песке, принося с собой и оставляя на берегу разный мусор).

Хорошие актеры (Духовны, однозначно, - евреи вообще талантливы в перевоплощениях), операторская работа, дорогие спецэффекты - это только средства создания «избыточных данных» (выше критического объема). Но сперва критичность притупляется давлением на эмоции, психику («Вот это здорово! Аж жуть берет!»), а затем (неотделимо от остального) идут, собственно, идеи. Причем часто используется прием «враскачку» - нагнетание, спад, снова нагнетание, снова спад, и так далее.

Объясняется это тем, что реакция мозга человека на однотипный раздражитель (довольно продолжительный по времени, однако неизменный по силе) постепенно снижается. То есть снижается способность к восприятию. Но, естественно, тех, кто возжелал «вбить» что-либо в сознание зрителя, это не устраивает. Поэтому и идет «раскачка» на эмоции с паузами.

По свежим впечатлениям можно сделать определенные выводы. Они не однозначны, да и не принято ожидать чего-то жестко конкретного от сериала, части которого столь разнятся по стилю и операторской работе (сравните только лишь два сюжета: близнец (брат Ленни) и мальчик, который из-за детской обиды подводит своего брата под движущийся поезд).

В первом случае это шок, более присущий фильмам ужасов (особенно начало эпизода), во втором - слияние фантастики с детективным уклоном (ближайшим аналогом вполне сможет быть «Воспламеняющая взглядом» Стивена Кинга, хотя это сравнение притянуто за уши).

Что у нас сеть? В первом примере («Обман» (2х20)) зритель сразу ошеломляется кровавой завязкой, и лишь потом идет раскрутка сюжета по следующему механизму: напряженность постепенно спадает (конечно, так напугать в начале!) и картина проясняется все больше, благодаря логическим умозаключениям Малдера с Скалли. А концовка чем-то напоминает терминаторовскую «Я еще вернусь» (уезжающий живоглот заговаривает на прощанье). Но вот второй пример («Калушари» (2х21)) идет по более классической дороге - постепенной раскрутке, хотя композиция сохраняется та же: зрителей сперва интригуют тайной (хоть и не столь кровавой, как в первом примере), а уж потом начинается расследование.

В обоих примерах прослеживается следующий механизм: сперва зрителю устраивают шок, затем же, пока он отходит от него, ему демонстрируют, что сила (пистолета), помноженная на знание (опыт агентов как самих по себе так и в работе над «Секретными материалами») могут разложить любое явление «на молекулы». А «проанализированный черт» уже не так страшен. Но, испугавшись, что зрители, увидев столь благоприятный счастливый конец (по законам жанра, чудовище должны выследить и убить), смогут утратить интерес к сериалу, дается многообещающая концовка (не все еще кончено…).

То есть, попытавшись раскрутить такую идею дальше в будущее мы получаем следующий текст: «Будет плохо, страшно, непонятно и, возможно даже, мерзко. Но сила, помноженная на ум, все преодолеет». Знание уменьшает опасность. Но эта, в принципе, здравая мысль существует при том, что закладка самой идеи происходит на чувстве страха.

Любопытно, но в каждом эпизоде проглядывается социальность. Иными словами, героями, как правило, являются люди, только чуть отличающиеся от нормы, хотя все человеческое им не чуждо. Но реализуется это «человеческое» достаточно нечеловеческими способами.
Hosted by uCoz