Зачем Крису Картеру пугать нас?
Перевод: NeuroDancer
Может быть, фраза, вынесенная в заглавие, не совсем точна. Но попробуем разобраться.
По идее, ответ лежит прямо на поверхности: «Я боялся, а теперь хочу заставить побояться и других». Нереализованные комплексы? Все возможно. Желание делать хорошие деньги, красиво пугая пузатых бюргеров после сытного ужина и пивка с чипсами вечерком? Может быть. Желание донести до человечества некую информацию (в том числе и о пришельцах, сверхъестественных феноменах и т.д. и т.п.), провести морально-психическую подготовку к появлению чего-то нового? Вот это мы и попытаемся рассмотреть.
Версия такова. Основной стимул сериала - страх, смешанный с любопытством. И чуть-чуть романтики, чтобы не было совсем уж мрачно (сдержанная любовь Малдера и Скалли).
Зачем человека пугают? Возьмем простейший вариант - ограбление. Нож к горлу жертвы, у жертвы шок, чуть позже страх и практически все время очень слабая сопротивляемость внешнему воздействию. Пользуясь этим, можно отобрать у нее ценности или же совершить нечто иное, чего жертва в иной (обычной) ситуации не позволит.
Теперь же вернемся к Крису Картеру и «Секретным материалам». Цель: заставить зрителя принять определенные мысли, идеи и стереотипы, мимо которых зритель в обычной жизни пройдет и даже не заметит. Значит, нужно устроить ему шок, снизить барьер критичности и спокойно внушать свои идеи.
Термин «барьер критичности», его преодоление в нашем случае условны. Близкие понятия существуют в NLP (нейро-лингвистическом программировании), в русском же фольклоре и жизни они известны как «заговорят», «задурят (голову)», «запудрят мозги».
Механизм воздействия, как правило, одинаков и прост. Мозг человека в единицу времени способен воспринимать ограниченное количество информации. Однако, пока поступающее число данных ниже порогового уровня («барьер критичности», он же «порог критического восприятия»), человек сможет обрабатывать их: воспринимать (I фаза), анализировать на основе имеющегося жизненного опыта (II фаза), делать выводы (III фаза).
Есть также и определенный «барьер недоверия»: сквозь него, как правило, пропускается то, что было заложено в детстве в период отсутствия своего собственного опыта (аксиомы и базовые знания), а также понятия, в истинности которых конкретный человек уверен.
Так вот, когда количество (объем) поступающих данных переваливает за порог, то планка «барьера критичности» резко понижается (или же вовсе сносится потоком) и человек уже чисто физиологически не способен к критической оценке - он примет за истину все то, что ему предложат (а информация, пришедшая после основного потока, пропишется прямиком в подсознание).
Однако данный процесс «внушения» можно сделать и более гибким, изменяя ритм, объем, вид подачи данных (не шквал, но постепенное «оболванивание», как набегающие волны постепенно смывают замок на песке, принося с собой и оставляя на берегу разный мусор).
Хорошие актеры (Духовны, однозначно, - евреи вообще талантливы в перевоплощениях), операторская работа, дорогие спецэффекты - это только средства создания «избыточных данных» (выше критического объема). Но сперва критичность притупляется давлением на эмоции, психику («Вот это здорово! Аж жуть берет!»), а затем (неотделимо от остального) идут, собственно, идеи. Причем часто используется прием «враскачку» - нагнетание, спад, снова нагнетание, снова спад, и так далее.
Объясняется это тем, что реакция мозга человека на однотипный раздражитель (довольно продолжительный по времени, однако неизменный по силе) постепенно снижается. То есть снижается способность к восприятию. Но, естественно, тех, кто возжелал «вбить» что-либо в сознание зрителя, это не устраивает. Поэтому и идет «раскачка» на эмоции с паузами.
По свежим впечатлениям можно сделать определенные выводы. Они не однозначны, да и не принято ожидать чего-то жестко конкретного от сериала, части которого столь разнятся по стилю и операторской работе (сравните только лишь два сюжета: близнец (брат Ленни) и мальчик, который из-за детской обиды подводит своего брата под движущийся поезд).
В первом случае это шок, более присущий фильмам ужасов (особенно начало эпизода), во втором - слияние фантастики с детективным уклоном (ближайшим аналогом вполне сможет быть «Воспламеняющая взглядом» Стивена Кинга, хотя это сравнение притянуто за уши).
Что у нас сеть? В первом примере («Обман» (2х20)) зритель сразу ошеломляется кровавой завязкой, и лишь потом идет раскрутка сюжета по следующему механизму: напряженность постепенно спадает (конечно, так напугать в начале!) и картина проясняется все больше, благодаря логическим умозаключениям Малдера с Скалли. А концовка чем-то напоминает терминаторовскую «Я еще вернусь» (уезжающий живоглот заговаривает на прощанье). Но вот второй пример («Калушари» (2х21)) идет по более классической дороге - постепенной раскрутке, хотя композиция сохраняется та же: зрителей сперва интригуют тайной (хоть и не столь кровавой, как в первом примере), а уж потом начинается расследование.
В обоих примерах прослеживается следующий механизм: сперва зрителю устраивают шок, затем же, пока он отходит от него, ему демонстрируют, что сила (пистолета), помноженная на знание (опыт агентов как самих по себе так и в работе над «Секретными материалами») могут разложить любое явление «на молекулы». А «проанализированный черт» уже не так страшен. Но, испугавшись, что зрители, увидев столь благоприятный счастливый конец (по законам жанра, чудовище должны выследить и убить), смогут утратить интерес к сериалу, дается многообещающая концовка (не все еще кончено…).
То есть, попытавшись раскрутить такую идею дальше в будущее мы получаем следующий текст: «Будет плохо, страшно, непонятно и, возможно даже, мерзко. Но сила, помноженная на ум, все преодолеет». Знание уменьшает опасность. Но эта, в принципе, здравая мысль существует при том, что закладка самой идеи происходит на чувстве страха.
Любопытно, но в каждом эпизоде проглядывается социальность. Иными словами, героями, как правило, являются люди, только чуть отличающиеся от нормы, хотя все человеческое им не чуждо. Но реализуется это «человеческое» достаточно нечеловеческими способами.