Дни наших файлов. Часть I

Автор
: Tina Stanley
Перевод: Brother

Конечно, «Секретные материалы» это «мыльная опера». И, конечно же, сие превращение произошло в последние годы. Превращение довольно необычное, которого, казалось, не должно быть, но которое есть. Превращение, которое заставило нас задуматься над тем, почему это все-таки случилось… Действительно, как это произошло, и почему поклонники теперь на каждом шагу кричат об этом?

Недавно я натолкнулась на результаты премии «Silver Reticulan Awards». В списках много кандидатов и категорий, но поразило меня совсем не это.

Оказывается, поклонники любят первые сезоны намного больше, чем последние.

Для вас это неудивительно, хотя удивительно для меня. Я всегда полагала, что в ранних годах сериал был культовым хитом, для него стало просто удачей получить шанс, данный Сетью, и завоевать высокие рейтинги. Если бы «Секретные материалы» дебютировали на «твердой тройке», то вряд ли бы они ушли дальше шести эпизодов.

Теперь эта тема стоит на повестке дня, не так ли? Многие желают, чтобы Доггетт улетел на Луну или чтобы его переехал автобус. Есть и такие фанаты, которые полагают, что сериал не выживет без Дэвида Духовны и его высокомерной задницы. Другие знают, что восьмой сезон испытывал значительные затруднения, что он выжил лишь благодаря отличной игре актеров. Получается, что между поклонниками «Секретных материалов» нет единогласия?

Наверное, эпизод «Лед» (1х07) был одним из лучших, когда-либо сделанных эпизодов.

Или «Один вздох» (2х08), смогший мастерски соединить мифологическую, заговорщицкую и метафизическую стороны сериала.

А вот еще пример. «Последний покой Клайда Брукмана» (3х04) и «“Из открытого космоса” Джоса Чанга» (3х20), которые стали классикой.

Или «Тряпичные сердечки» (4х08) и «Помни о смерти» (4х15) - лучшие из лучших.

Достаточно примеров? Каждый из сих эпизодов принадлежит первым четырем сезонам. Но даже несмотря на то, что во второй половине сериала есть интересные эпизоды и сцены, под словом «качество» мы почему-то понимаем именно первые годы жизни сериала.

Ладно, ладно. Это памятка не стоит и гроша ломаного. У нас бы не было обсуждения, если бы не было расхождения мнений на эту тему. Есть ли доказательства того, что сериал стал «мыльной оперой», нет ли этих доказательств - все равно, так как люди до сих пор даже еще не могут решить, хорошо это или плохо.

Фанаты используют термин «мыльная опера» как нечто унизительное - это все равно что произнести «веселый», но подразумевать при этом «глупый» и «странный». Как правило, подобное сочетание вызывает довольно эмоциональный ответ. Товарищи, говорите то, что хотите сказать. Или все же лучше жаловаться на то, что «Секретные материалы» уделяют огромное внимание эмоциональному компоненту?

Уточню: дуэт Малдера и Скалли был основан именно на такой концепции. Сбалансируйте эмоции и науку и получите отличную драму. Я говорю о том, что является развлечением для многих людей. Я говорю о хорошей драме. Сериал практически полностью основан на эмоциональной, очень личной трагедии: сестру Малдера похитили пришельцы. Именно это стало причиной основания сериала и фундаментальной основой всего, что сделал главный персонаж. Если вы рассматривали ситуацию с объективной точки зрения, то чисто наука никогда не была центром сериала. Центром были поиски Малдера.

Самой замечательной вещью является то, что интуитивной, эмоциональной стороной этого дуэта был мужчина, а рациональной, научной женщина. Фактически, никакие из эпизодов не завоевывали так быстро поклонников, как эпизоды, в которых Скалли плакала. Мы не понимали, как она, сильная и уверенная в себе женщина, может подвергаться хоть каким-то эмоциям? Теперь эта проблема уже начинает беспокоить многих поклонников… Факт ли, что рациональным звеном теперь является мужчина (Доггетт), а эмоциональным женщина (Рейс)? Чтобы усугубить ситуацию, Скалли, сей образец научной мысли, понизили до роли Святой Марии и объекта, подверженного эмоциональным всплескам. В итоге люди пришли к выводу, что возвращение похищенного Малдера и загадочная беременность сказались на ее психике. Хотя мы должны были увидеть Скалли со всех сторон, ее мнение все еще важно для нас. Сами посудите, что главное счастье для женщины - это любящий человек и здоровый ребенок.

Если бы не было критики, главные персонажи никогда бы не развивались, а сложившиеся обстоятельства не оказывали на них никакого влияния. Выдержали ли мы, если Малдер бы стал очередной пародией на Чарли Брауна, напарницей которого была бы симпатичная рыжеволосая девушка, следовавшая за ним повсюду, несмотря на свои противоположные взгляды и возраст? Я не говорю о мифологии, которая вообще бы отошла на задний план. Если персонажи не развиваваются, мы просто-напросто видим их общение, ничего больше. Именно это и случилось.

Чувствуется, что целая бригада, подобно первым авторам сериала, сделала несколько по-настоящему интересных вещей и создала почву, исчезновения которой так все опасались. Великие рассказы и монстры, острые ощущения, внеземное кровопролитие… и измененная мифология. Сложилось такое впечатление, будто это тормозит развитие Малдера и Скалли как персонажей. Мир стал вращаться только лишь вокруг них. Можем ли мы позволить им развиваться? Очевидно, нет… По крайней мере не сейчас. Лучше через некоторое время.

Нам нужно благодарить Бога за актерский талант Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон, которые заставили нас поверить в то, что их персонажи росли и изменялись, хотя в планах авторов этого и в помине не было. И спасибо Богу, что они все сделали так, что мы даже и не заметили искусственных перемен, навязанных нам и им несколькими годами раньше. Но что-то должно было поменяться. «Секретные материалы» стали более правдоподобными и страшными. Хотя вряд ли теперь «Секретные материалы» ограничены Скалли и Малдером.

Даже Дэвид Духовны где-то в сезоне третьем сказал: «Возьмите мужчину и женщину. Оба друзья. Что вы должны с ними делать? Что-нибудь». И, согласитесь, в рамках сериала нет ничего логичней, чем показать развитие каждого индивидуального персонажа. Попотейте, и вы получите высочайшие рейтинги, которые станут наградой за все ваши труды. Многие фанаты видели эти усилия в самом начале, не так ли? А теперь «мыльная опера», которую так боялись, начинается, объявляя о крушении целостности сериала.

Спокойно, спокойно. Добро пожаловать в мир, в котором представители противоположного пола влюбляются, вероятно, чаще, нежели встречают оборотней и чернобыльских червей-мутантов. Почему возможность возникновения подобных чувств так настораживает людей? Конечно же, я не говорю, что Малдер должен расследовать дела стрип-клубов, а Скалли затаскивать в свою постель половину сотрудников Бюро. Хотя, ни разу не слышала, чтобы хоть кто-то жаловался на обнаженного Малдера, которого мы часто лицезрели в сериале. Но вот если кто-нибудь увидит Скалли, прихорашивающуюся возле зеркала, то тот час же начинаются крики и истерики. На это я скажу вам следующее: двойной стандарт входит в сериал нетипичным образом потому, что мы имеем дело с «Секретными материалами».

Однако это все так, пустяки. Вопрос состоит в том, что с какой это стати каждый внезапно решил, будто «Секретные материалы» превратились в «Мерлоуз Плейс» («Melrose Place»)?

Согласить, вопрос важный, не так ли?

Я думаю, моих знаний об окружающем мире хватит, чтобы дать ответы. Или хотя бы что-то предположить.

Хочу вернуть вас в восьмой сезон, а именно - к эпизоду «Живой мертвец» (8х15). Это был справедливый эпизод, как и все те вещи, которые в нем рассматривались; можно сказать - один из лучших эпизодов всего сезона. Имелось некое сверхурочное ожидание того, как возвращение Малдера к жизни будет логично обосновано, но не было никакого сомнения, что это произойдет. Я, как и другие поклонники сериала, с нетерпением ожидала финала эпизода… пока Малдер наконец не открыл глаза и не заговорил со Скалли.

Небеса озарились, земля дрогнула, и запели ангелы. Нам более-менее объяснили причины исчезновения Малдера. Нет, это сделал не Духовны и уж точно не его юмор - это сделала удивительная игра актеров. И мы все поняли за полминуты. Сверхъестественным способом это разрушило для меня остальную часть эпизода - я поняла, что иду на компромисс.

И что мы узнали от преподнесенного урока? Мы узнали, что вместе Малдер и Скалли есть адская опора сериала. Они те люди, которые могут превратить целый час времени в один из лучших моментов нашей жизни. Они те люди, которые смогут фактически заменить все остальное. Они те люди, которые теперь во многих отношениях уже далеки от нас.

И теперь, когда это произошло, мы увидели, во что превратился сериал.

В «мыльную оперу».

Я не открою для вас секрета, если скажу, что многих людей не очень и заботило развитие отношений между Малдером и Скалли, пока их отвлекали другие вещи. Но когда эти вещи стали утрачивать свою значимость, мы больше уже не могли притворяться и говорить, что «Секретные материалы» полностью научно-фантастический сериал. «Мыльные» элементы обеспокоили людей. То, что критики называют «мыльной оперой», для поклонников стало «развитием персонажей».

Как вам, например, Скиннер и его несостоявшийся брак? Разорванные когда-то в прошлом отношения, их возвращение в настоящем есть обычная тактика «мыльной оперы». Думали ли вы хоть когда-нибудь об истинных причинах появления Фиби Грин в «Огне» (1х11)? А вспомните про смерть отца Малдера и/или сестры Скалли. Уничтожение членов семейства в «мыльных операх» обычная вещь. Ничто не держит вас в напряжении так, как убийство, не правда ли? И таинственное исчезновение Саманты ведет к Великим Поискам. Но любой, хоть мало-мальски знакомый с театром человек, скажет вам о том, что трагедии Шекспира построены именно на этой, «мыльной» основе.

Не назвать ли вам другой немаловажный элемент «мыльной оперы»? Отцовство, о котором не стоит забывать. Я имею в виду Малдера. Семя сомнения посеяли еще во втором сезоне.

Демоны «мыльной оперы»? Мистер Малдер, они вились вокруг вас очень долгое время.

О существованим подобных демонов мы узнали недавно и если придем к согласию в этом вопросе, то поймем - пик их появления пришелся на четвертый и пятый сезон. Мы видели, как эмоциональное безумство охватывает множество грешных деяний. Внося в мифологию большое количество личных вопросов, нас, возможно, хотели заставить поверить в то, что ее основное развитие шло в первые пять сезонов. Именно это убеждение и поддерживало мифологию на плаву. Я думаю, что последние сезоны стали жертвой первых, а первые, в свою очередь, были компенсацией за провалы и неудачи последних.

И опять мы вернулись к вопросу: научная фантастика или «мыльная опера»? Все эпизоды «Секретных материалов» можно поделить на две категории: «А» и «Б». «Монстры недели» всегда были ближе к науке, чем эпизоды мифологии, которые обладают гораздо большим количеством «мыльных» элементов. Они сосредотачиваются на возможностях, отрицаемых наукой, вещах, которые со временем, так или иначе, опровергаются. Научная фантастика постоянно заставляет нас задумываться над тем, что увиденное нами может быть правдой - именно поэтому «Секретные материалы» считаются научно-фантастическим сериалом. Но если учесть те повседневные жизненные хитросплетения, которые встречаются в сериале, то «Секретные материалы» можно считать и «мыльной оперой». И хорошо это или плохо - судить нам с вами. Мне кажется, что хорошо, хотя ответ на сей вопрос у каждого человека свой, но одно я могу сказать с уверенностью: это - далеко не новая вещь…

Когда восьмой сезон вернулся к «монстрам недели», фанаты начали жаловаться на то, что наука стала слишком невероятной, а истории слишком сухими. Когда возвратился Малдер, и на передний план вышли истории про него, Скалли и ее ребенка, фанаты пожаловались, что им скучно. Я думаю, что причина этих жалоб кроется в том, что поклонники привыкли идти тропинкой, протоптанной первыми сезонами. Возможно, то было более простое время, породившее множество великолепных сценариев и историй; появлялось больше открытых вопросов, которые нужно было рассмотреть. Но с изменением сезонов меняются и люди. И, конечно же, это происходит не в один миг. Сериал, история и ее персонажи развились, и игнорирование самоличного развития каждого героя столь же нечестно как игнорирование научных или технических аспектов сериала. Если вы собираетесь полностью игнорировать личную жизнь героев, то лучше почитайте учебник по химии.

Подводя итог, хотела бы сказать, что фанаты не выносят существования «мыльной оперы» как сюжетной линии, хотя они и любят, когда история акцентируется на определенных ее элементах. Вполне возможно, что-то подобное мы увидим в девятом сезоне, так как новые драматические вызовы, представленные новыми героями, станут центром сериала. Новый актерский состав может возвратить нас в более простое время, когда мы ничего не знали о героях, и поэтому не ожидали, что они окажутся под влиянием истории. Мы знали Скалли и Малдера, но это - старый день, и не за горами новые истории.

«Господи, мы знаем, кто мы есть, но не знаем, чем можем стать» («Гамлет, принц Датский», акт IV, сцена 5). Наверняка вам знакома эта трагедия о парне, чья мамаша спланировала убийство его отца и спит с его же братом, так что он сходит с ума и убивают свою подругу, которая на самом деле шпионит за ним. Парень видит призрака своего отца, и, в конечном счете, оканчивает жизнь самоубийством.

Как вас такая «мыльная опера»?
Hosted by uCoz