Синдром Колчака

Автор: Alex Winck
Перевод: Brother

Почти каждому х-филу известно, что на создание «Секретных материалов» Криса Картера вдохновил сериал 1970-х годов «Колчак: Ночной сталкер» («Kolchak: The Night Stalker»). Картер часто говорит, что в детстве этот сериал очень сильно пугал его, и именно из этого сериала он взял одну из разновидностей эпизодов «Секретных материалов» - «монстров недели». У меня не было возможности смотреть Колчака. Однако, мне удалось прочитать некоторые интересные статьи, из которых я узнал, что это был один из самых популярных телевизионных сериалов того времени.

Этот сериал имел страшную атмосферу и некоторые интересные заговоры, однако в нем не было ясности относительно фундамента сериала - «монстров недели». В некоторых сериях они были столь невероятны, что скорее бы вызвали у вас истеричный смех, нежели страх и испуг. В одной из наиболее позорных серий Колчак преследовал безголового байкера, и даже ребенку стало ясно, что это не призрак, а обычный актер с замотанной головой и в развевающихся одеждах. А в эпизоде про оборотня создавалось впечатление, что актеру явно не хватает грима! Конечно же, сериал имел действительно хорошие эпизоды, но все-таки большинство «монстров недели» были слишком невероятными.

Я считаю, что в последние годы «Секретные материалы» страдали тем, что можно назвать «синдромом Колчака». Возможно, Картер до сих пор находится под страхом сериала 1970-х годов, или во всем виноваты многочасовые съемки, но в «Секретных материалах» стали часто использовать слизистых чудовищ, или так называемых «графических монстров».

Человек-волк, человек-летучая мышь - эти легенды использовались в сериале довольно-таки часто. И ни одна из них не стала эпизодом с большой буквы. Конечно, многие сейчас вспомнят Юджина Тумса, который был отличным «монстром недели», можно сказать, одним из лучших. Но позвольте договорить. Конечно, сериал имеет подобных ужасных существ, но их объединяет одна общая черта - все они монстры поневоле. Даже несмотря на то, что он был обыкновенным хищником с физическими отклонениями, Тумса можно смело отнести к Донни Пфастеру, Роберту Моделлу, Джону Ли Раушу и Филиппу Пэджетту, которые стали классическими «монстрами недели» «Секретных материалов».

Но почему именно они? Несмотря на некоторые элементы гротеска, они имеют достаточную долю человечности, чтобы позволить себе жить с людьми. Самый ужасный монстр - это тот монстр, с которым вы едите в одном автобусе. Вы можете не замечать его до тех пор, пока не произойдет что-то страшное. Человеческая сторона делает подобные персонажи более сложными, трехмерными. Взаимодействие с людьми позволило этим чудовищам тревожить внутренние опасения и личные переживания Малдера и Скалли, что привело к появлению наиболее тревожных моментов сериала. Кто же не помнит, как Рауш «давил» на Малдера в «Тряпичных сердечках» (4х08), или как Скалли была встревожена Артуром Феллигом в «Титоне» (6х09)? «Гуманность», которую проявляли все эти персонажи, сделала их более реалистичными. Признайтесь, что вы никогда не видели человекообразной летучей мыши, но видели человека, один взгляд которого заставлял вас ускорить шаг. Отсутствие грима и игра актера также делает «монстра» более реалистичным. Согласитесь, что никакой грим не смог бы сделать Лютера Ли Богза страшнее, чем это сделал Брэд Доуриф. Поэтому-то я и считаю, что большинство убийц из «Тысячелетия» было намного страшнее «монстров» из «Секретных материалов». Вот такая арифметика!

Некоторые люди могут опровергнуть мое мнение эпизодом «Лед» (1х07). Хорошо, я с ними соглашусь, однако это всего лишь исключение, которое подтверждает правило. Конечно, в червях, которые стали главной темой сего эпизода, не было ничего человеческого, но в них не было и ничего ужасного. Они напоминали червей, которые встречаются в природе. Естественно, многие фанаты сериала вспомнят чернобыльского червя, однако даже те, кто наслаждался созерцанием этого отвратительно существа, должны признаться, что эпизод «Хозяин» (2х02) не стал совершенным. А вот, например, «Обоюдное сумасшествие» (5х19) был хорошим эпизодом с придурковатым монстром.

Как ни странно, но «графические» монстры, как мне показалось, смотрятся намного лучше в таких комедийных эпизодах как «Обман» (2х20) или «Прометей постмодернизма» (5х06). Смотря на эпизоды в перспективе, вы могли говорить, что «вот, этот эпизод - лучший». Не буду врать, у меня то же есть свои фавориты. Но, не смотря ни на что, «синдром Колчака» прогрессирует в «Секретных материалах». Вы уже слышали о новом эпизоде про летучую мышь? И как считаете, кто написал и снял его? Никто иной, как Крис Картер. Он, вероятно, хотел дать нам почувствовать, что сериал возвращается к более темным, более страшным дням. Да, эти дни более темными и более страшными, но они были также полны попытками сделать не просто маленькое кино про монстра. Тогда не страдали «синдромом Колчака».
Hosted by uCoz